Какие есть теории происхождения азбук у разных народов: от пиктографического до фонетического письма? Как графический образ буквы и в целом текста зависит от азбуки? Почему И. Бунин был возмущён реформой азбуки? Какие бывают гарнитуры? Как гарнитуры создают настроение текста и передают характер повествования? Почему блоки текста важно при вёрстке располагать соответственно композиции изложения и сюжетным линиям? Неужели сюжетные линии присутствуют даже в деловых текстах? Как типографика передаёт темпоритм повествования?
Для общения необходимы три механизма:
- когнитивный механизм, здесь формируется представление о типе и смысле информационного сообщения;
- структура и механизмы языка позволяют найти языковое выражение для передаваемой информации;
- механизмы речепроизводства и речевосприятия осуществляют трансформацию языкового выражения в физическую звуковую форму, доступную для слушающего, и звукоразличение высказывания для его понимания.
Звучащая речь является исходной и основной формой речевого общения, но в человеческом обществе используется и другая, вторичная, производная от звуковой, форма общения — письменная.
Язык — одна из базовых природных семиотических систем, то есть общение возможно благодаря знаковой природе языка. Существуют первичные, то есть природные, семиотические системы, и вторичные, созданные людьми на основе природных. Первичными знаковыми системами является язык погоды и атмосферных явлений (как мы считываем, что скоро будет дождь), язык геологических пластов, по которому можно считывать историю развития Земли, различные звуковые системы (грома, ветра, шума листвы), язык цветочных растений (об этом у Гёте есть прекрасная книга «Язык цветов»), язык цвета (синева чистого неба, зарево заката, красный окрас ядовитого насекомого, на основе языка цвета создан знаменитый тест Люшера). Языки животных и язык человека — это тоже первичные семиотические системы. Вторичными знаковыми система являются язык архитектуры, музыки, литературы, поэзии, такие системы, как дорожные знаки, сигналы светофора, телефонные гудки, знаки военных отличий, цвет парусов на корабле Тесея, экзаменационные отметки и т.д.
Знаки имеют, во-первых, значение или содержание — эта часть знака называется означаемое; во-вторых — внешнюю форму, означающее. При этом между означаемым и означающим существует условная связь, которая лишь отчасти ассоциативно связана с глубинными универсальными семами, причём у каждого народа в зависимости от национального мирочувствия, или мировидения, мировоззрения, свои ассоциативные связи между формой и содержанием знака, поэтому одно и то же означаемое (сема, сущность) может быть передано разными означающими, и именно потому существуют разные языки и возможность перевода с одного языка на другой.
Итак, в языке информация кодируется при помощи знаков. Основными знаковыми единицами в языке являются слова и морфемы, то есть значимые части слов. Слова позволяют связывать друг с другом понятийную сферу (смыслы) и сферу звучаний (последовательность фонем). Графический дизайн — вторичная семиотическая система, передающая смыслы с помощью композиции, фактуры, цвета, пространства, пропорций, форм. Шрифтовые формы — основа графического дизайна.
Художественная культура шрифта — неотъемлемая часть национальной культуры, более того, так как азбука отражает фонетическую систему языка, то буквы как графические образы фонем являются частью цивилизационного кода данной культуры. Для изначально в азбуке заданных форм букв дизайнеры шрифтов разрабатывают гарнитуры (антиква, гротеск, готический, брусковый, ленточный, рукописный, машинописный, декоративный), у каждой гарнитуры имеется набор начертаний.
Набор возможных начертаний у гарнитуры
Окунёмся в историю и поговорим немного о базовой форме букв, развитии письменности у разных народов. Изучение истории письменности, форм букв и шрифта — основа для понимания механизмов визуального общения. В зависимости от форм букв создаётся шрифтовой рисунок на холсте.
Изобретение письменности привело к рождению и развитию всех форм духовной деятельности человека. В буквах нашёл отражение приобретённый в течение тысячелетий опыт человека, его представления о гармонии, мире в целом во всём его многообразии.
Евреи, сирийцы, египтяне, арабы, турки, персы, мавры, татары пишут справа налево, следуя ходу и ежедневному движению первого неба… греки, грузины, римляне и все европейцы пишут слева направо, следуя ходу и движению второго неба, пристанищу семи планет; индусы… китайцы, японцы пишут сверху вниз согласно порядку природы, которая предписывает голове находиться вверху, а ногам — внизу; мексиканцы пишут то снизу вверх, то спиральными линиями, похожими на те, по которым движется солнцем в ходе своего годового движения.
— Мишель Фуко, Слова и вещи (The order of things) —
"Реформу русской орфографии, при которой из алфавита исчезли десятеричное, ять, ижица и фита, Иван Алексеевич Бунин встретил весьма негативно, — он говорил, что «лес без яти» теряет свой смолистый аромат. Его владение словом можно возвести в ранг искусства, которое завораживает своими образами, музыкальностью и живостью. Он прошел путь от помощника редактора провинциальной газеты до лауреата Нобелевской премии по литературе." (Экзегет)
Цель организации формы на холсте — сделать её смысл зрительно понятным. Художник — творец формы, он представляет и выражает некоторую сущность действительности. Образ — восприятие формы как целого. При создании шрифтовых композиций используется тот же арсенал, что и для обычной формы: лаконичный силуэт букв или изящные контуры, наполнение фактурой, ритм, пропорции, контраст, статика или динамика, рельефность, объёмность и т.д. Пространство первично по отношению к форме. Обобщение смыслового содержания образа складывается из отношений пятна, линии и плоскости.
Немецкий дизайнер шрифта Альберт Капр писал, что формы букв — чувственное и красноречивое средство выражения смысловых оттенков. Каждая буква имеет уникальную эмоциональную окраску и существует в виде лаконичного отношения простых изобразительных форм.
Варианты стилей гарнитур